По мере становления все более успешным на своем поприще, действия, которые вы предпринимаете в своих проектах, начинают все большее количество людей. Чем больше вы задействуете людей в своих проектах, тем больше будет людей, имеющих свою значимость и влияние на ваши проекты. Это люди могут очень сильно содействовать вашей работе, а могут и начисто перекрыть рабочий процесс.
Управление отношениями с заинтересованными сторонами (stakeholder management) - это важная составляющая менеджмента, которая используется успешными людьми для получения поддержки со стороны других лиц. Это помогает им убедиться, что их проект выживет, когда другие провалятся.
Анализ заинтересованных сторон - это техника, используемая для определения людей, которых стоит склонить в свою сторону.
Выгоды использования подходов, основанных на заинтересованных сторонах в том, что:
• Вы можете воспользоваться мнением значительных лиц для того, чтобы придать форму проекту на ранних шагах. Важна не только поддержка во время самого процесса, их вклад также улучшает качество вашего проекта.
• Покровительство нужных лиц может обеспечить вас дополнительными ресурсами – это повышает шанс успешности вашего проекта.
• Часто, имея связь с заинтересованными сторонами на ранних шагах, вы убеждаетесь, что они отлично понимают, какие выгоды вы ожидаете получить, и что вы делаете. Это значит, что они могут сильно помочь вам, когда это необходимо.
• Вы можете догадаться, какой может быть реакция людей на ваш проект, и включить в свой план определенные действия, которые помогут вам убедить людей помогать вам.
Начало анализа заинтересованных сторон — это определение того, кто ваши заинтересованные стороны. Дальше следует выявить их возможности, влияние и заинтересованность, чтобы знать, на что вы должны быть нацелены. Финальным шагом является понимание самых важных заинтересованных сторон, это необходимо для того, чтобы вы знали, какие ответы они наиболее вероятно будут давать, чтобы понять, как дальше завоевать их поддержку.
Определение заинтересованных и влиятельных сторон
Первый шаг в анализе — это брейншторминг, посвященный тому, чтобы определить заинтересованные стороны, стейкхолдеры. Подумайте обо всех людях, которые затронуты посредством вашей работы, кто имеет влияние и власть над ней, или же заинтересован в успешном или не успешном исходе (ваш босс, ваша команда, ваша семья, потребители, высшее руководство компании, коллеги, держатели акций, ассоциативные партнеры, поставщики, кредитное учреждение, государство, торговые ассоциации, пресса, общественность).
Запомните, несмотря на то, что заинтересованными сторонами могут быть как люди, так и организации – вы всегда должны коммуницировать с людьми. Убедитесь в том, что вы правильно выделили нужную персону из заинтересованной организации.
Приоритеты стейкхолдеров
У вас может получиться длинный список организаций и людей, задействованных в вашей организации. Некоторые из них могут иметь власть в обе стороны, препятствовать и способствовать продвижению проекта. Некоторые могут быть заинтересованы в ваших действиях, некоторые нет.
Выпишите всех стейкхолдеров, занесите их в таблицу, классифицируя их по силе их власти и заинтересованности вашим проектом.
Например, вы менеджер. Ваш босс имеет большое влияние на ход вашего проекта и крайне заинтересован в нем. Ваша семья тоже заинтересована в ходе проекта, но не имеет достаточного влияния на его ход.
Всех людей можно разделить на четыре категории:
• Большое влияние, заинтересованность: это те люди, которых вы должны вовлечь в проект больше остальных и удовлетворить их интересы.
• Большое влияние, низкая заинтересованность: здесь необходимо предпринять немало усилий, чтобы заинтересовать людей, но не чересчур много, чтобы не утомить их.
• Малое влияние, заинтересованность: информируйте этих людей в адекватных пределах. Эти люди могут быть достаточно полезными, когда что-то касается определенных деталей проекта.
• Малое влияние, низкая заинтересованность: следите за этими людьми, информируйте, но опять же не сильно.
Понимание
Теперь нужно узнать больше о ваших ключевых стейкхолдерах. Вам надо знать, каковы их ощущения и мысли по поводу вашего проекта. Это нужно для того, чтобы вы правильно вовлекли их в процесс и лучше взаимодействовали с ними.
Здесь представлены ключевые вопросы, которые помогут вам понять ваших стейкхолдеров:
• Каков финансовый интерес они ожидают получить от вашего проекта? Положительный или отрицательный?
• Что больше всего движет ими?
• Какую информацию они хотят получить от вас?
• Каким образом они хотят получить от вас информацию? Посредством чего лучше досылать вашу информацию в их головы?
• Каково их нынешнее мнение о вашей работе? Оно базируется на положительной информации?
• Кто влияет на их мнение, и, в особенности, на их мнение о вас?
• Если вы не достигнете расположения определенного лица, то, как вы воспользуетесь их отношением к вам?
В большинстве случаев лучший вариант найти ответы на эти вопросы это поговорить со стейкхолдерами напрямую – обычно люди очень открыты, когда речь касается их взглядов, когда вы спрашиваете их мнение, то закладываете первые кирпичи в ваших успешных взаимоотношениях.
Компания "Дмитрий Чуприна & Партнеры".
www.chuprina.kz