Утверждение государства о бесплатности образования есть лицемерие самого высокого порядка.
- Можно ли поступить в 1 класс городских школ без городской прописки? Есть ли у ребенка и его родителей выбор, в какую школу поступать? Насколько необходима территориальная разбивка школ?
- Безусловно, отсутствие городской прописки является определенным препятствием при зачислении ребенка в школу. Но в то же самое время существует установка Министерства образования, чтобы каждый ребенок, достигший школьного возраста, был зачислен в образовательное учреждение. Соответственно, в отношении каждого конкретного случая ситуация складывается по-разному. С одной стороны, школы обычно не горят желанием находить и принимать детей мигрантов, с другой стороны, их обязывают делать это. Выбор, конечно же, есть, но он часто обусловлен финансовыми возможностями родителей и наличием свободных мест в городских школах, которые, если верить Министерству образования, заполнены на 150 процентов от мощности. Территориальная разбивка сегодня выполняет достаточно важную функцию по обеспечению доступности образования. Поскольку именно нахождение на микроучастке школы ребенка является основанием для его обязательного зачисления. В то же самое время, она является анахронизмом, и в некоторой степени снижает мобильность учащихся. Думаю, что в 21 веке, пора бы уже перейти к более продвинутым методам обеспечения доступности образования.
- В городских школах введена система вступительных взносов, которая варьируется в зависимости от рейтинга от 5 тысяч до 30 тысяч сом. Что это означает? Насколько законна данная система и кто устанавливает суммы взносов? Возможно, ли проследить, на что расходуются эти деньги, при том, что в школах мало что меняется, но меняется благополучие директоров? Как обстоят дела с финансовой прозрачностью в школах?
- Данная практика абсолютно незаконна. Именно поэтому, когда родитель платит вступительный взнос, его вынуждают еще и писать заявление вроде как «примите, пожалуйста, мои деньги». Вообще проблема законности или незаконности явлений нашей жизни в Кыргызстане достаточно условна. Практически каждый родитель понимает, что утверждение государства о бесплатности образования есть лицемерие самого высокого порядка. Не способно сегодня государство обеспечить образование должного уровня, и это давно нужно признать. Родители готовы платить, но они не верят школам. Часто родители согласны платить за ремонт и оформление конкретного кабинета, но отказываются платить школе, считая, что на этом уровне уже возможно нецелевое использование средств.
Так что, основная проблема взаимоотношения родителей со школой - это проблема доверия с одной стороны и прозрачности с другой. Ряд проектов сегодня занимается этой проблемой, в частности Альянс «За прозрачный бюджет» делал анализ существующей законодательной базы, обучал школы проведению бюджетных слушаний, призванных сделать прозрачным процесс формирования и исполнения школьного бюджета. Надо отметить, что эта форма взаимоотношений в значительной мере способствует построению взаимопонимания между школой и родителями. Если ясно, куда и в каких объемах идут деньги, люди платят.
Что же касается роста благополучия директоров, то я бы не стал огульно обвинять всех наших директоров школ в коррупции. Конечно, в семье не без урода, и городские школы в этом отношении в большей мере «больны», чем сельские. Но я знаю большое количество директоров школ, которые являются очень порядочными людьми, и не стали бы пачкать свои руки родительскими деньгами. Вообще я считаю, что то, что в наших нечеловеческих условиях система школьного образования еще как-то функционирует – заслуга именно директорского корпуса.
- Что означают «незаконные поборы»? Какие платы обязательны в школах и почему, а какие незаконны? Директора школ ссылаются на решение родительского или попечительского совета при определении различных плат, действительно ли они устанавливают оплату и по каким критериям?
- Как я уже говорил, вступительные взносы, и ежемесячные выплаты именно за образование являются незаконными. Те же деньги, что мы несем в школу, с точки зрения права называются по-другому. Когда мы сдаем деньги в организации или фонды поддержки школ, родительские деньги являются добровольными пожертвованиями, которые не могут быть фиксированными и обязательными. Либо родители входят в общественные объединения, предполагающие фиксированную плату за членство. В общем, директора школ, благодаря скандалам и проверкам последнего времени, «подросли». И, как правило, не имеют дело с наличностью, так как родительские деньги проходят через общественные организации родителей. А открытость процесса установления объема собранных денег и их расходования, с активным вовлечением родителей, во многом зависит от самих школ, и конечно личности директора. Что касается критериев, по которым устанавливаются суммы, то я предполагаю, что это происходит исключительно исходя из возможностей родителей. И именно этим обусловлена большая разница цен в школах разного статуса и разных районов города. Школе никогда не будет достаточно денег, их всегда не будет хватать.
- Как решаются проблемы доступа к образованию детей из малоимущих семей, все ли достигшие школьного возраста дети попадают в школу? Какие главные причины не поступления детей в школу, и какие меры нужны для обеспечения доступа в школу таких детей?
- Это вопросы больше подходят для целой конференции, на которой тоже на него вряд ли будет получен вразумительный ответ. Раньше, кажется до 2006 года, когда родительские ежемесячные взносы были легальны, малоимущие семьи на основании справок получали освобождение. Хотя вступительные взносы запрещались и тогда. Сейчас, когда политика государства в этом отношении напоминает стратегию испугавшегося страуса, можно только предполагать. Как правило, решения по малоимущим семьям, и по семьям, из которых несколько детей ходит в школу, принимаются на уровне школы родительскими комитетами или попечительскими советами.
Что касается причин непопадания детей в школу, то чаще всего это крайняя бедность, причины, связанные со здоровьем ребенка, или отсутствие документов. Еще хотелось добавить, что зачисление в первый класс - это еще не решение проблемы доступности. Как раз здесь, у нас статистика будет, наверное, неплохая. Большое количество детей недоучивается, выпадает из обучения. Да и в принципе, доступность образования - это вопрос не только о том, пришел ли ребенок в школу, а скорее о том, что он в ней получил. Это уже проблемы содержания образования, качества преподавания, вопросы инклюзивного образования, детского труда и еще многие-многие вопросы. Для того, чтобы действительно обеспечить доступность образования в соответствии с международными обязательствами, принятыми на себя Кыргызстаном, необходима внятная государственная политика и ответственность страны за свое будущее.
- Введено ли подушевое финансирование школ? Как при этом будет действовать территориальная разбивка школ при наборе школьников (принцип подушевого финансирования: чем больше детей, тем больше финансирование)?
- Сегодня нормативное подушевое финансирование пилотируется в трех областях и к 2014 году в планах министерства перевести на эту систему все школы страны. На самом деле, такой способ финансирования может решить многие проблемы, связанные с зачислением детей. По крайней мере, опыт других стран это показывает. Закрепление за школой микроучастка действительно станет препятствием на пути достижения эффекта от данной инновации. Дело в том, что основные выгоды от такой схемы – это конкуренция школ в борьбе за каждого ученика, что предполагает его мобильность, а также повышение эффективности финансирования, через предоставление школам большей финансовой самостоятельности. Думаю, что несложно будет найти способы «не потерять» ни одного ребенка, посредством внедрения современных систем учета детей, отказавшись от микроучастков.
Еще добавлю, что именно при нормативном финансировании, когда школа свободна в вопросах планирования своего бюджета появляется возможность реального влияния родителей на школьные финансы, через механизм бюджетных слушаний и другие способы влияния родителей, на процессы, происходящие в школе.
- Есть ли способы победить поборы в школах?
- Есть, их достаточно в мировой практике, нужно только по-настоящему захотеть это сделать.
Александр Иванов - Директор Фонда Поддержки Образовательных Инициатив
Источник - «Открытый Кыргызстан»