Обозреватель «КП» проехался по Поднебесной и был поражен ее современным состоянием.
А ОНИ АЗАРТНЫЕ
- А мы сами не знаем, сколько нас, - совершенно честно призналась нам прикрепленная в Пекине к группе гид, которая представилась Ларисой, когда речь зашла о численности населения КНР. - В сельских районах многие укрывают детей от учета. И сколько там миллионов или даже сотен миллионов - непонятно.
Китайцы не надувают щек, не пытаются пустить пыль в глаза. Она честно объясняла, почему при не таких уж больших зарплатах в 4 - 5 тысяч юаней (1 юань = 5 рублей) гигантское количество пекинцев ездят на «Мерседесах», BMW, «Фольксвагенах» - почти у каждого есть подработка или маленький бизнес. Учителя читают дополнительные лекции, собирая плату с учеников. А бизнес - да вот он, прямо за окном автобуса: первые этажи жилых коробок, хоть маленьких, хоть многоэтажных, отданы под мелкий ремесленный бизнес или торговлю, которые цветут и пахнут (в прямом смысле слова) в этих то ли гаражах, то ли хозпомещениях площадью с морской контейнер. Надо починить башмаки, купить капусту, подстричься или вылечить зуб, тут тебе и парикмахер, и кабинет дантиста.
Мы чуть не задеваем сидящих у своих развалов китайцев, но те, пока не появляется покупатель, лениво созерцают проносящиеся машины, словно не замечая автомобильных выхлопов. Казалось бы, кто может покупать те же фрукты в такой антисанитарии? Однако покупают, раз бизнес не закрывается. Все дело в цене - в таких лавчонках все гораздо дешевле. Хотя цены государство везде старается держать на одном уровне, мелкие продавцы откровенно демпингуют. И вряд ли в убыток себе.
Наиболее азартные вместо созерцания играют. В го, маджонг, а то и просто в карты. На деньги. Это тоже официально запрещено, но процветает повсюду. Об азарте китайцев впору легенды складывать. Ради игры они могут забыть про еду и работу. Кстати, большая часть коррупционных преступлений, за которые в Китае карают сурово, вызвана проигрышем казенных денег. В остальном что сельское, что городское население достаточно неприхотливо, даже, казалось бы, мажористая столичная молодежь. Сидящий на обочине пекинской дороги парень, сосредоточенно работающий на ноутбуке, - явление не уникальное. Подставь ему стул, наверное, будет удобнее, но он и так будет сидеть и работать столько, сколько надо.
ВРЕМЯ - НИЧТО, ЕСЛИ ЕСТЬ ЦЕЛЬ
Несколько лет назад в беседе о Поднебесной мой знакомый, который прекрасно знает Китай (был губернатором одного из приграничных с КНР регионов), сказал фразу, которая врезалась мне в память на всю жизнь: «Для китайцев нет понятия времени, для них существует лишь цель, задача. И они всегда отдают «долги». А потому, если англичане оккупировали Пекин (в 1860 году вместе с французами. - Авт.), я нисколько не сомневаюсь, что рано или поздно китайцы возьмут Лондон и Париж (необязательно военным способом). И для них не важно, произойдет это в 2020 году или в 2520-м. Главное, что они это сделают». После того как наша группа проехала по части Китая, я поверил ему еще больше.
НЕ ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ, А СВЕРШЕНИЙ
Каждого в Китае поражает что-то свое. Кого-то завораживают небоскребы Пекина (про Шанхай все знают, но что не менее величественные здания переполняют Пекин и, например, областной центр Чунцин, для некоторых откровение), кто-то до глубины души уязвлен соседством торгового центра с бутиками от-кутюр и салонами ведущих фирм мира в любом центральном городе провинции с грязными и вонючими трущобами, где нищета и уродство выставлены будто бы напоказ.
Меня же больше всего поразили две вещи - фантастическое по спецэффектам, филигранно выстроенное на гигантском открытом пространстве шоу, которое довелось увидеть в маленьком уездном городке. Безукоризненное по сценографии и режиссуре. И обычная автодорога, соединяющая Чунцин с главным городом другой провинции. В тот день мы намотали по степям, горам и тоннелям не меньше 400 километров. И на всем протяжении разделительная полоса между встречными потоками движения засажена аккуратно подстриженным кустарником, среди которого на равных расстояниях высажены не менее аккуратные деревца. Все эти сотни километров! Хватило бы и просто подстриженного кустарника, но они еще и деревца стригут по единой кальке.
Монорельсовая линия метро в Чунцине. Строилась 6 лет. Способна принять до 400 миллионов пассажиров в год.
О качестве шоссе я уже не говорю, оно выше всяких похвал. За 12 дней, что мы колесили по КНР, нам лишь один раз довелось узнать, что такое китайские ухабы, да и то когда мы ехали через пока еще строящийся участок дороги.
Чунцин поражает не только мостами через реку Янцзы, которых здесь 25 (и каждый из них не повторяет другой), но и фантастическими развязками и эстакадами, лихо закрученными в трех, а то и четырех уровнях. А вечерняя панорама Чунцина, как говорят знающие люди, не уступает Шанхаю. Причем в отличие от Шанхая, где жизнь замирает после 22 часов, Чунцин вечерами бурлит. А в выходные народ оккупирует бесчисленные рестораны по всему городу, гуляет допоздна по набережной вместе с детьми, которые плещутся в фонтанах.
ГЛАВНЫЕ ТУРИСТЫ ТУТ САМИ КИТАЙЦЫ
Китай строится. Строится активно, воздвигая не только небоскребы в деловых районах, но и жилые многоэтажки, буквально вплоть до каждой деревеньки (тысяч на 150 - 200 населения). Не точечно, а целыми кварталами. Невозможно найти вид города без строительных кранов. Темпы строительства фантастические, но подлинный масштаб становится ясен, только когда видишь все это своими глазами. Просто для понимания - метро в Чунцине начали строить в 1999 году, а первый поезд отправился в путь уже в июне 2005-го. Сейчас метро в Чунцине - это 4 линии общей протяженностью свыше 130 километров. И строятся новые линии еще в 70 км. А практически в каждом городке или даже деревне, через которые мы проезжали, идет строительство десятков и сотен современных отелей. Которые, кстати, рассчитаны в первую очередь не на иностранных туристов, а на своих граждан, миллионами изучающих собственную страну. В том же Чунцине сейчас строится порт, из которого начинаются всемирно известные круизы по Янцзы на роскошных лайнерах. И опять же туры покупают отнюдь не только иностранцы. Билеты на разного рода шоу, в музеи, на экскурсии стоят денег, и немалых, если посмотреть на среднюю зарплату в стране (так, например, на то шоу в уездном городке наши билеты стоили 588 юаней), но любой туристический объект в Китае заполнен экскурсантами, приехавшими из других регионов страны.
СТРАНА СТУДЕНТОВ
Студентов в Китае выше крыши. Только в Чунцине больше 40 вузов. И это вполне объяснимо. Страна не просто развивается, а делает упор на новые технологии. На туристических картах городов отдельно выделяют зоны высокотехнологичных производств и исследовательских площадок. Причем уже действующих. В том же Чунцине свыше тысячи научно-исследовательских институтов и почти полмиллиона научных сотрудников.
Правда, далеко не все студенты могут рассчитывать на хорошие места и просто работу после выпуска. Почти нет сомнений, что престижные предложения получат инженеры, химики, биологи, физики, программисты. А вот гуманитариям придется попотеть. Единственный гарантированный путь получения обучения и последующей работы для них - участие в госпрограммах, например ехать в деревню учительствовать на несколько лет. За такое обязательство тебя и выучат бесплатно.
Почти на любом сельском рынке в Китае вам могут предложить отведать копченых собак. Причем не каких-то особых мясных пород, а тех, которых поймали...
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
ЕХАТЬ ТРУДНО, ОСТАНОВИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ
Китай все больше напоминает разогнавшийся велосипед. Который может рухнуть из-за мельчайшей выбоины на дороге, но остановиться тоже не может, потому что упадет. Гигантский разрыв в доходах и уровне жизни городского и сельского населения - лишь один из камней, которые поджидают на этой дороге. Даже в одной из самых успешных сельскохозяйственных частных компаний в округе Чунцин «Самовар» (организована в 2006-м. Начинали компанию 5 человек, а сейчас трудятся свыше 500), выращивающей 26 видов растений и производящей из них кучу всяких специй, которые поставляет не только по всему Китаю, но и за границу, средняя зарплата едва превышает 2 тысячи юаней. А что касается менее успешных кооперативов и частных фермеров, то там доходы существенно ниже. Спасает натуральное хозяйство и неприхотливость сельских жителей в еде. Потребляют там все, и, например, копченые собаки, подвешенные на крюки на сельских базарах, совсем не редкость. Причем не какого-то определенного мясного вида, а породы «что поймали». Правда, выносить нюансы гастрономических изысков на всеобщее обозрение китайцы не любят.
РАБОЧАЯ СИЛА - УЖЕ НЕ ЗА МИСКУ РИСА
Гигантский экономический рост страны в последние десятилетия привел в настоящее время к тому, что вместе с производительностью росла и зарплата, и сейчас китайцы стали совсем не так дешевы для западных компаний, как это было еще лет десять назад. Иностранцы начинают потихоньку искать другие аэродромы для инвестиций. Впрочем, то же самое можно сказать и про китайские компании. Сначала свернула свою работу в Китае компания Google. Но этот шаг можно объяснить введением в КНР цензуры в Интернете. Политика зарыта и в закрытии японских заводов Mazda, Honda, Toyota, Panasonic - в последние годы китайско-японские отношения все меньше напоминают идиллию. И в ответ на очередные претензии Токио в Поднебесной не заставляет себя долго ждать всплеск антияпонских настроений. Вообще с китайцами лучше не трогать тему Японии, вспыхивают они мгновенно - слишком «хорошую» память оставили о себе здесь потомки самураев.
Но вот чисто китайская компания Lenovo, появившаяся, когда американская IBM зашла в Китай, и существовавшая сначала как сборочное производство американцев, а потом выросшая в крупного самостоятельного производителя компьютеров в мире, переводит свои заводы, например, в Бразилию - это уже, господа, тенденция.
Куда бегут? В первую очередь туда, где рабочая сила по-прежнему дешевая, - во Вьетнам, Камбоджу, Индонезию... Более того, множество товаров, которые продаются в Китае под видом своих, на самом деле не made in China, а made in Vietnam. В основном текстиль и прочий легпром.
ПРОГНОЗ - РЕБРОМ
Дракон качает мускулы. Для красоты или драки
Куда дальше устремится Китай, превратившись в слишком крупного мирового игрока.
Среди китайцев все чаще слышны разговоры, что их слишком большому народу досталась слишком маленькая территория. И это не может не настораживать. Не надо думать, как говорят некие эксперты, что условия жизни в России намного суровее, чем в КНР, а китайцы теплолюбивы и потому земли северного соседа их не привлекают. Во-первых, их уже полно работает в России на арендованных землях, которые они выжимают до сухости. Во-вторых, климат в том же Красноярске, где выращивают арбузы, не сильно отличается от Пекина, и еще вопрос - где суровее. А для народа с таким характером это сущий пустяк.
Но, скорее всего, ни в какие военные конфликты с Россией, Японией или США Китай ввязываться не будет (правда, это не исключает демонстрации силы). По крайней мере до тех пор, пока средства донесения зарядов противника будут в состоянии преодолевать китайские ПРО и ПВО. Да и нынешний вектор развития Китая направлен на юго-восток. По крайней мере пока. Однако быть в чем-то уверенным в отношениях с Китаем весьма трудно. Потому что КНР - это государство, в котором сначала делают, а потом об этом рассказывают.
Зато тактика отжимания территорий относительно мирными способами уже применятся вовсю. Недавно прошло сообщение о передаче Таджикистаном КНР полутора тысяч квадратных километров в Горном Бадахшане за долги перед Китаем. И никто этой информации не опроверг. Пусть там условия малопригодны для жизни, для Китая, который, как говорят, ввел туда войска, этот плацдарм важен геополитически. Кстати, в Пекине об этом тоже на официальном уровне не говорят, но обычные китайцы очень рады этому факту.
И все же для соседей Китая есть надежда, что он перестанет быть глыбой и монолитом, при взгляде на который пробирает дрожь. Если произойдут изменения в либерализации пользования Интернетом, а китайское телевидение продолжит в рекламных роликах и шоу, ориентированных на молодежь, воспевать ценности потребления, поощрять индивидуализм. Часть телеканалов КНР имеет патриотическую направленность, показывая сериалы типа «Жизнь за вождя». Но таких каналов не много. Гораздо больше тех, где проходят всякие шоу а-ля «Дом-2», сериалы про молодежь, которая любит погулять в ресторанах и «поночевать» друг у друга. На это - на «пусть весь мир подождет, пока я удовлетворяю свои потребности» - направлена и львиная доля китайской рекламы.
И есть надежда, что молодежь, которая легковнушаема в силу возраста и азартна из-за национальных черт характера, впитает в себя эти посылы, будет жить по этим стандартам. И тогда Китай станет просто большим развитым государством, но вряд ли сможет реализовать потенциал для создания Великого Китая. Иначе я не завидую соседям этой страны.
Александр Гришин
Источник: kp.ru